Руководитель - лидер
Цели тренинга:
1. Формирование у участников зрелой управленческой позиции на основании осознания роли и функций руководителя.
2. Развитие управленческих и лидерских компетенций. Совершенствование индивидуального лидерского стиля.
3. Развитие эмпатии и навыков построения продуктивной коммуникации с сотрудниками и внутри рабочего коллектива.
4. Формирование навыков предотвращения и управления конфликтами в своем подразделении.
В программе тренинга:
I. Модель компетенций эффективного руководителя. Роль и функции руководителя. Управленческий цикл. Модель компетенций.
II. Руководитель и лидер: зачем руководителю быть лидером? Формула эффективного управления: функция плюс лидерство.
III. Менеджерские функции руководителя:
1. Анализ ситуации и принятие управленческих решений.
• Требования к управленческому решению.
• Процедура принятия управленческого решения.
• Ментальные ловушки.
• Последствия нерешительности руководителя.
2. Стратегическое планирование.
3. Формулирование тактических целей и планирование.
• Критерии целей.
• Виды, правила и инструменты планирования для руководителя.
4. Делегирование
• Делегирование: преимущества и недостатки, возможности и ограничения.
• Правила постановки задач.
• Принципы делегирования.
• Сопротивление делегированию, обратное делегирование и борьба с ним.
5. Классика управления: теория ситуационного лидерства.
• Диагностика индивидуального стиля руководства и его эффективности.
• Стили лидерства, их эффективность и адекватность в разных ситуациях.
• Уровни готовности сотрудников к выполнению конкретных рабочих задач. Методы оценки компетентности и мотивации подчиненных.
• Выбор стиля руководства в зависимости от уровня готовности подчиненного к выполнению конкретной задачи в сложившейся ситуации.
• Анализ рабочих ситуаций из повседневной практики.
6. Контроль:
• Цели и области контроля.
• Формы и методы управленческого контроля.
• Выбор методов контроля в зависимости от квалификации и мотивации подчиненного, а также сложности и новизны задачи.
7. Мотивирование подчиненных:
• Понятие мотивации. Признаки и причины демотивации.
• Действенные инструменты мотивации на основе основных мотивационных моделей.
• Мотивирующая обратная связь: конструктивная критика и воодушевляющая похвала.
• Мотивация посредством обучения и развития сотрудников.
• Мотивирующая организация труда: система правил и стандартов.
• Корпоративная культура как фактор мотивации.
IV. Руководитель как лидер.
1. Наличие видения и целей.
• Создание вокруг себя пространства, в котором хотелось бы находиться, и будущего, в которое хотелось бы попасть.
• Транслирование видения и целей подчиненным.
2. Четкая система внутренних ценностей и убеждений.
• Методы демонстрации своих убеждений подчиненным.
• Система правил работы и поведения в вверенном подразделении.
• Способы внедрения стандартов.
• Внутренний PR.
• Лидер – образец для подражания.
3. Продуктивная коммуникация с подчиненными
• Эмпатия: личная нотка к формальным коммуникациям.
• Преодоление коммуникативных барьеров. Формирование и культивирование доверительных отношений. Воодушевляющее взаимодействие. Заражение позитивом и энтузиазмом.
• Индивидуальный подход к каждому: особенности руководства сотрудниками разных психологических типов. Характеристики сотрудников разных психологических типов. Прогноз рабочего поведения и взаимодействия в коллективе. Как на основании внешних признаков определить принадлежность подчиненного к тому или иному психотипу? Как «подобрать ключик» к каждому из них? Специфика постановки задач и «зоны особого внимания» при контроле исполнения. Эффективные способы мотивации. Убеждение и оказание влияния. Особенности обратной связи. Разрешение сложных и конфликтных ситуаций.
V. Управление конфликтами.
1. Понятие конфликта. Виды и основные причины конфликтов.
2. Правила поведения руководителя в конфликте.
3. Разрешение конфликтов на уровнях «подчиненный- подчиненный», «подчиненный- руководитель», «руководитель- руководитель».