Инструменты управления
Цель: выход на новый уровень эффективности руководителя, поиск дополнительных ресурсов в повседневной практике.
Тренинг проводится в режиме интенсивного взаимодействия ведущего и участников. Для эффективного усвоения участниками теоретического материала в программу включено большое количество примеров и практических заданий.
Распределение времени в структуре тренинга (формула эффективности):
- 30% теоретический материал;
- 50% упражнения, кейс-стади;
- 20% работа участников: мозговые штурмы, обсуждения, разбор конкретных примеров, консультации по вопросам слушателей на тему тренинга.
В программе:
Лидерство
• Основные функции лидера.
• Виды лидерства и лидеров.
• "Игроки" и "открытые" лидеры.
• Характеристика формального и неформального лидерства.
• Особенности делового и эмоционального лидерства.
• Лидерство и управление.
• Взаимосвязь стратегии, структуры и корпоративной политики компании с внутренней культурой команды
• Типы командной стратегии.
• Виды организационных структур и их эффективность для определенного типа команды.
• Распределение внутригрупповых ролей.
• Основные этапы сплочения команды.
Стиль управления
• Рассмотрение различных стилей управления и их оптимальное применение в зависимости от рабочей ситуации в компании.
• Ориентация на себя, сотрудников и задачу.
• Выбор позиции руководителя.
Постановка задач
• Планирование времени и работ подчиненных :
- постановка целей;
- связь целей с планами;
- методы планирования работ подчиненных;
- предварительное пошаговое продумывание своих действий как руководителя;
- учет возможностей подчиненных;
- прогноз ожидаемого результата;
- принципы написания личного плана действий (для руководителя и подчиненных).
• Законы передачи информации, принципы работы с информацией - защита от искажения.
• Методика постановки задач подчиненным и система контроля:
- выбор средств воздействия на подчиненного при постановке задач;
- типы руководства сотрудниками при постановке задач;
- менеджмент и власть – инструменты управления;
- воспитание подчиненных, повышение уровня готовности к выполнению поставленных задач;
- специфика постановки задач новым сотрудникам на этапе отсутствия опыта.
Делегирование полномочий
• Принципы и средства делегирования:
- разница между делегированием полномочий и постановкой задач сотрудников;
- основные правила (техника) делегирования: что? когда? кому? как?
- определение функций, подлежащих и не подлежащих делегированию;
- преимущества делегирования как метода руководства для руководителя и для подчиненных;
- использование делегирования полномочий как способа мотивирования сотрудников.
• Препятствия к эффективному делегированию и пути их преодоления:
- причины нежелания руководителей делегировать полномочия;
- изучение проблем и ограничений делегирования полномочий;
- определение необходимых навыков руководителя для успешного делегирования;
- пути преодоления недостатков и ошибок.
• Закрепление ответственности как необходимое условие успешного делегирования:
- виды и психология ответственности;
- правила принятия и передачи ответственности;
- выработка стандартов работы.
Виды контроля
• Оценка работы сотрудников
- оценка результатов работы и оплата труда;
- скрытые «ловушки» оценки;
- оценка как метод воздействия;
- конструктивная критика (практические рекомендации).
• Закрепление ответственности как инструмент контроля:
- виды и формы ответственности;
- выработка стандартов работы;
- способы контроля за использованием полномочий.
• Наставничество как функция менеджера
- функции наставника;
- навыки обратной связи (негативной и позитивной);
- способы поддержки и адаптации новичков.
Ситуационное руководство
• Уровни готовности подчиненного к выполнению задачи:
- система определения уровня готовности подчиненного к выполнению задачи и выбор необходимого стиля руководства;
- применение различных методов для повышения уровня готовности сотрудников к решению возникающих задач;
- определение того, когда и кого нужно инструктировать, обучать, поддерживать, мотивировать и кому можно доверять выполнение задачи.
• Отработка навыков ситуативного руководства.
Психологический портрет и мотивационная карта
• Понятие психологического портрета сотрудника и его составляющих.
• Понятие мотивационной карты сотрудника.
• «Дневник наблюдений» как простой и эффективный инструмент.
• Использование данного инструментального набора в повседневном управленческом общении.
Управленческое общение
• Психологический анализ типовых ситуаций общения и взаимодействия в процессе осуществления профессиональной деятельности.
• «Правильное делегирование» – делегирование исполнения или делегирование полномочий?
• Влияние психологического портрета и мотивационной карты сотрудника на выбор руководителем способа делегирования, вида контроля.
• Наиболее распространенные сочетания черт психологического портрета и мотиваторов, встречающиеся в России.
• Алгоритм выбора стиля управленческого общения под конкретную ситуацию.
Мотивирующие виды управленческого общения
• Мотивация персонала как постоянный и непрерывный процесс.
• Построение системы мотивации в соответствии с индивидуальными особенностями сотрудника (на основе данных, полученных в ходе диагностики).
• Использование форм коллективной мотивации персонала как способ влияния на морально-психологический климат.
Управление временем
• Время как ресурс
- работа с индивидуальными установками;
- техники увеличения ресурса времени;
- методы планирования и реализации целей;
- установление приоритетов;
- соотношение важности и срочности;
- организация рабочего дня.
Адаптация новых сотрудников и наставничество
• Наставник – проводник нового сотрудника в компании. Кто может быть наставником.
• Функции наставничества.
• Какой срок необходим для полной адаптации сотрудника?
• Программа адаптации новых сотрудников в компании: структура, составные части, продолжительность, цели.
Формы работы: информационные блоки, имитационные игры, ролевые игры, анализ рабочих ситуаций участников, дискуссии, видеозапись с последующим ее анализом.