Услуги

Критическое и креативное мышление

 

КРИТИЧЕСКОЕ И КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

предварительная программа корпоративного тренинга

 «Большинство людей скорее умерли бы, чем подумали; в действительности, они так и делают».
Бертран Рассел

 

Огромное множество людей думают, что они мыслят, в то время как они всего лишь перетасовывают (приводят в порядок) свои предрассудки.
Уильям Джеймс

Цели тренинга:

  1. Освоить инструменты критического мышления. Научиться выявлять и отсекать недостоверную информацию, проводить анализ, определять проблемы,  распознавать искажения,  принимать эффективные решения и аргументировать их.
  2. Освоить техники креативного мышления.
  3. Улучшить качество принимаемых решений. Предлагать более взвешенные и креативные  инновационные решения.

В программе:

 

I.          VUCA – мир. Условия выживания и прогресса сегодня. Топ-4 востребованных компетенций современного мира в бизнесе (критическое мышление, креативность, коммуникабельность, кооперация).

II.        Понятие критического мышления (КМ). Экономические выгоды здоровой критичности. Отличие КМ от критиканства и неприятия мнения другого. Негативные последствия некритического мышления на примерах всемирно известных компаний.

III.      Критическое мышление на стадии анализа информации.

1.   Анализ информации. Отделение фактов от мнений и интерпретаций. Сознательное и неосознанное искажение информации. Фактоиды и фейки. Принципы оценки источника информации: компетентность, репутация, независимость. Методы верификации информации.

2.   Манипуляции с помощью информации (искажение, утаивание, вне контекста, в другом контексте, перегруз/недостаток информации, манипуляции со временем и способом подачи информации, недостоверные ссылки на источник). Статистические манипуляции (Дарелл Хафф). Пять вопросов проверки статистических данных. Алгоритм и основные методы противостояния манипуляциям.

3.   Предвзятость и когнитивные искажения, приводящие к нерациональным решениям.  Обнаружение собственных когнитивных искажений. Практические методы их коррекции.

4.   Метод Fact Checking: 1. «Отключить» предвзятость. 2. Проверить информацию Правило CRC (check – recheck – check again). 3. Проверить источник информации. 4. Получить информацию из альтернативных источников.

5.   Правила критического мышления в условиях цейтнота, давления, стресса.

IV.             Диагностика проблемы.

1.       Выявление, определение и формулировка проблемы.

2.       Корневая проблема.

3.       Четкая постановка цели и определение критериев достижения.

4.       Диаграмма Ишикавы «Рыбья кость».

V.             Генерирование идей, разработка альтернатив и креативное мышление.   

1.     Понятие креативного/инновационного мышления. Польза нестандартного мышления (на примерах великих компаний).

2.     Диагностика персонального уровня креативности.

3.     Методы развития креативности и инновационности:

  • Мозговой штурм,
  • Метод Дельфи,
  • Обсуждения по методу Стива Джобса,
  • Латеральное мышление Эдварда де Боно по методу «6 шляп»,
  • Метод Уолта Диснея,
  • Метод ТРИЗ,
  • Синектика Уильяма Гордона,
  • Метод наброска: обобщение стратегий Т.Эдисона, А.Эйнштейна, Л. да Винчи, С.Дали
  • «Золотая рыбка» как метод обоснования новых идей. 

VI. Оценка вариантов. Критерии выбора оптимальных решений. Анализ эффективности и затрат на выбранное решение методом «Матрица Влияния – Усилия». Построение матрицы оптимальных решений. 

VII.  Принятие решения и разработка плана внедрения, ведущего к достижению цели.  Составление карты процесса / ситуации ‘Should Be’.

 VIII.  Презентация решения и продажа идей. Убедительная аргументация. 

Соотношение практики и теории 80 на 20%

Методы обучения:

  • интерактивные мини- лекции,
  • выполнение заданий и упражнений на применение полученных методик и развитие навыков (индивидуально, в парах/тройках, в мини- группах), решение кейсов,
  • анализ актуальных рабочих ситуаций участников тренинга,
  • групповые дискуссии, мозговые штурмы,
  • индивидуальное психологическое тестирование и анализ его результатов,
  • иллюстрационные видеофрагменты с обсуждением и анализом.

Продолжительность тренинга: 2 дня

Рекомендованная численность группы: до 15 чел. (вкл.)