Критическое и креативное мышление
КРИТИЧЕСКОЕ И КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
предварительная программа корпоративного тренинга
«Большинство людей скорее умерли бы, чем подумали; в действительности, они так и делают».
Бертран Рассел
Огромное множество людей думают, что они мыслят, в то время как они всего лишь перетасовывают (приводят в порядок) свои предрассудки.
Уильям Джеймс
Цели тренинга:
- Освоить инструменты критического мышления. Научиться выявлять и отсекать недостоверную информацию, проводить анализ, определять проблемы, распознавать искажения, принимать эффективные решения и аргументировать их.
- Освоить техники креативного мышления.
- Улучшить качество принимаемых решений. Предлагать более взвешенные и креативные инновационные решения.
В программе:
I. VUCA – мир. Условия выживания и прогресса сегодня. Топ-4 востребованных компетенций современного мира в бизнесе (критическое мышление, креативность, коммуникабельность, кооперация).
II. Понятие критического мышления (КМ). Экономические выгоды здоровой критичности. Отличие КМ от критиканства и неприятия мнения другого. Негативные последствия некритического мышления на примерах всемирно известных компаний.
III. Критическое мышление на стадии анализа информации.
1. Анализ информации. Отделение фактов от мнений и интерпретаций. Сознательное и неосознанное искажение информации. Фактоиды и фейки. Принципы оценки источника информации: компетентность, репутация, независимость. Методы верификации информации.
2. Манипуляции с помощью информации (искажение, утаивание, вне контекста, в другом контексте, перегруз/недостаток информации, манипуляции со временем и способом подачи информации, недостоверные ссылки на источник). Статистические манипуляции (Дарелл Хафф). Пять вопросов проверки статистических данных. Алгоритм и основные методы противостояния манипуляциям.
3. Предвзятость и когнитивные искажения, приводящие к нерациональным решениям. Обнаружение собственных когнитивных искажений. Практические методы их коррекции.
4. Метод Fact Checking: 1. «Отключить» предвзятость. 2. Проверить информацию Правило CRC (check – recheck – check again). 3. Проверить источник информации. 4. Получить информацию из альтернативных источников.
5. Правила критического мышления в условиях цейтнота, давления, стресса.
IV. Диагностика проблемы.
1. Выявление, определение и формулировка проблемы.
2. Корневая проблема.
3. Четкая постановка цели и определение критериев достижения.
4. Диаграмма Ишикавы «Рыбья кость».
V. Генерирование идей, разработка альтернатив и креативное мышление.
1. Понятие креативного/инновационного мышления. Польза нестандартного мышления (на примерах великих компаний).
2. Диагностика персонального уровня креативности.
3. Методы развития креативности и инновационности:
- Мозговой штурм,
- Метод Дельфи,
- Обсуждения по методу Стива Джобса,
- Латеральное мышление Эдварда де Боно по методу «6 шляп»,
- Метод Уолта Диснея,
- Метод ТРИЗ,
- Синектика Уильяма Гордона,
- Метод наброска: обобщение стратегий Т.Эдисона, А.Эйнштейна, Л. да Винчи, С.Дали
- «Золотая рыбка» как метод обоснования новых идей.
VI. Оценка вариантов. Критерии выбора оптимальных решений. Анализ эффективности и затрат на выбранное решение методом «Матрица Влияния – Усилия». Построение матрицы оптимальных решений.
VII. Принятие решения и разработка плана внедрения, ведущего к достижению цели. Составление карты процесса / ситуации ‘Should Be’.
VIII. Презентация решения и продажа идей. Убедительная аргументация.
Соотношение практики и теории 80 на 20%
Методы обучения:
- интерактивные мини- лекции,
- выполнение заданий и упражнений на применение полученных методик и развитие навыков (индивидуально, в парах/тройках, в мини- группах), решение кейсов,
- анализ актуальных рабочих ситуаций участников тренинга,
- групповые дискуссии, мозговые штурмы,
- индивидуальное психологическое тестирование и анализ его результатов,
- иллюстрационные видеофрагменты с обсуждением и анализом.
Продолжительность тренинга: 2 дня
Рекомендованная численность группы: до 15 чел. (вкл.)