Управление современным производством
Общие замечания к обучению
Руководители цехов и участков на крупном производстве - это, по армейским меркам, первая “старшая офицерская” должность. Должность соответствует армейскому майору, а масштаб деятельности - батальонному звену. В свою очередь, батальонное звено является в армии граничным - это первый уровень, на котором задачи решаются “под ключ”, комплексно и круглосуточно. Для управления таким ответственным набором задач батальону положен даже собственный штаб.
Соответственно, должность начальника участка и начальника цеха - пограничная. Она требует иных знаний и навыков, в сравнении с почётной должностью мастера или бригадира. Начальник цеха управляет уже не конкретными людьми, а отдельными подразделениями-коллективами. Причём разнородными, специализирующимися на разном оборудовании и операциях. Кроме того, именно начальник цеха осуществляет самую активную коммуникацию и взаимодействие с “соседями” и высшим руководством, активно использует не подчинённые ему напрямую структуры и подразделения.
В итоге начальника цеха нужно учить общаться со всем и всеми, с кем он взаимодействует/соприкасается. Особенно важно учить его общаться… с будущим, как реактивно (оценка последствий), так и проактивно (формирование картины желаемого будущего).
Иными словами, командир “производственного батальона” должен учиться.
Первое - предвидеть/создавать варианты будущего, планировать текущую и будущую работу цеха, его потребности в основных средствах (включая персонал и его качества) и в материалах, обосновывать планы развития и текущие потребности, которые нет возможности решить своими силами, продумывать и осуществлять маневр ресурсами.
Второе - “держать руку на пульсе”. Оценивать, измерять, чувствовать - контролировать (в хорошем смысле этого слова) текущую и перспективную ситуацию и её отклонение от Генеральной Линии.
И третье - доводить всё это до результатов руками целых коллективов:
· через подчинённых непосредственно руководителей,
· через воспитанных лично руководителей нижнего звена,
· через транслируемую уверенность в людях и победе.
План работы с участниками
1. Что такое “управление современным производством” в высшей своей стадии, на примере атомной промышленности и космонавтики. Как это выглядит со стороны и как устроено “изнутри”.
a. Чем это отличается от реальности большинства случаев. Формула Скорость + качество + себестоимость = ?
2. Масштаб действий и универсальная схема описания производства. Четыре “кита”, каждый из которых может и везти… и подвести: технология, экономика, психология и социология цеха.
3. Общая задача: уяснение для себя. Время, качество, себестоимость и иные показатели, по которым можно оценивать работу.
a. Важное отвлечение. Не бойтесь гордиться!.. или как правильно преподносить свои победы.
b. Практикум. Предлагаем критерии оценки своей работы и работы цеха.
4. Модель работающего цеха. Что можно улучшить и где роль начальника цеха.
a. Практикум. Разбиваем задачу на подзадачи для наличных и возможных подразделений.
b. Практикум “Слепые строители”. Разбор практикума.
5. Заблуждения. Себестоимость, производственный цикл, средняя температура и иные математические операции: где граница смысла.
6. Деловые игры в производство. Осмысление производственной цепочки и своего места в ней. Два ключевых вопроса:
a. когда выявится наша “халтура” и
b. во сколько это обойдётся?
7. Расчёт и планирование ресурсов. Запасы и “ефрейторские зазоры”.
a. Как правильно обосновать дополнительную потребность в ресурсах и расшить ограничения во времени. Альтернативные издержки и недополученая прибыль.
b. Как выявить непропорциональные запросы подчинённых.
c. Сменные задания и контроль выполнения: инструментальный, отчётность, аналитика.
8. Использование ресурсов на практике: практикум анализа сложных ситуаций и выхода из них.
9. Распределение работ и планирование загрузки.
a. Формирование задач для различных типов подразделений.
b. Анализ результат-время-ресурсы-затраты и планирование загрузки, исходя из его результатов. Практикум.
c. Резервы на экстренную замену: в каком объёме и форме их делать. Практикум.
10. Правильная расстановка рабочих соответственно их специальности, квалификации, технологии производства.
a. Главные факторы расстановки: результативность, себестоимость и риски. Оценка и регулирование.
b. Психология и социальность: почему люди не хотят выполнять определённые “непопулярные” работы и как их на это организовать.
11. Организация рационального взаимодействия между рабочими на участке, а также с цеховыми службами, выполняющими функции обслуживания.
a. Схемы перемещения материалов и информации между рабочими местами. Принципы канбан.
b. Что мешает материалам и информации двигаться. Практикум: составляем список “узких мест”.
c. Практикум: предлагаем решения канбан, соответствующие сегодняшнему уровню технологий.
12. Выбор рационального режима труда и отдыха в условиях больших индивидуальных различий рабочих, работающих совместно.
a. Основы теории и практики Тейлора и Гастева.
b. Общие сведения из физиологии физического и умственного труда. Связь с “настроением”.
c. Основные ритмы работы: 30 и 90 минут. “Перезагрузка” ритмов в начале смены.
d. Контроль усталости, спешки и невнимательности.
13. Разъяснения и информация:
a. для подчинённых;
b. для руководства;
c. для “смежников”;
d. для “соседей”.
14. Использование возможностей “соседей” и ресурсов руководства. Прикомандированные и приданные ресурсы.
a. Техника.
b. Психология.
c. Социология.
d. Организация.
15. Обеспечение в установленные сроки выполнения цехом/участком плановых заданий.
a. Практикум: составляем список действий, которые руководитель должен сделать сам или лично проконтролировать.
b. Контроль “по точкам” и “общее наблюдение”. Практикум: составляем карту обхода цеха и контрольных остановок.
c. Краткосрочные напоминания и мотивации с учётом особенности личности исполнителей.
d. Решение вопросов “вне имеющихся прав”. Практикум: разработка схем эскалации вопросов и проблем.
16. Подведение итогов.